Осознание космологической направленности человека позволяет выявить принципиальные особенности, связанные с функционированием эстетического мировосприятия. Что есть красота? Правомерно ли вести речь об объективных свойствах прекрасного? Существует ли нечто общее в природе, обществе, человеке, отражающееся в сознании как эстетически значимое?
Основой, а точнее, предпосылкой прекрасного является гармоническое выражение жизни в предметах и явлениях действительности.
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей…[4, 77]
В рассказе «Красавицы» Чехов также раскрывает очарование девушки, опираясь на понятие «гармония»: ее красоту «художник назвал бы классической и строгой. Это была именно та красота, созерцание которой, бог весть откуда, вселяет в вас уверенность, что вы видите черты правильные, что волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и все движения молодого тела слились вместе в один целый, гармонический аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту» [4, 77] Причем, чем шире поток различных качеств и свойств, сливающихся в единое, органичное целое, тем большие создаются предпосылки для формирования эстетической значимости явления и возникновения чувства красоты. Однообразие, монотонность, унифицированность, аморфность – антиподы прекрасного и верные признаки деградации жизненных сил природы, общества, индивида. Гармония как единство многообразного есть торжество, цветение бытия, манифестация сопряженной жизненной энергии.
Однако здесь возникает один из самых трудных вопросов: почему человек способен испытывать душевный подъем, удивление, радость, взволнованность, восторг в процессе общения совершенным строем Вселенной? Как рождается этот таинственный унисон гармоничных объектов и человеческой субъективности? Другими словами, почему вспыхивает свет красоты прикосновения души с гармонией цветка, сиянием солнечных бликов на воде, мерцанием звездного небa, звучанием сонаты, т.е. с бесконечным числом нейтральных объектов, которые не имеют прямого утилитарного значения? (Уже Фома Аквинский, а также И. Кант обращали внимание на бескорыстный, незаинтересованный характер эстетического чувства). [1, 266]
Можно предположить, что тайна притягательной силы гармонии красоты заключена в полноте проявленности Абсолютного в относительном, Вечного во временном, Непреходящего в преходящем. Эта беспредельная и неизбывная творческая энергия, одухотворяющая сила может блеснуть в цветке, звезде, человеке. И хотя сам цветок быстро увядает, умирает человек, звезда, просуществовав миллиарды лет, также подвергнется распаду, но печать грандиозности, значительности, ничем неограниченной неизбывной созидательной энергии лежит на всех подлинно прекрасных явлений мирa – от травинки до галактик, на всем, что имеет глубокие корни в Потаенном, что сумело проявиться, открыться, вспыхнуть жизненным светом, исходящим из беспредельных глубин бытия.
Смотрите также
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...