Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант — философ, которого по силе духа и влиянию на далнейшее развитие философской мысли часто сравнивают с Платоном. Философия Канта — переходное звено между рационализмом Просвещения и романтично окрашенной философией 19 в.
гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас. Философские воззрения Канта существенно менялись по его духовного развития, Если до начало 80-х гг. 18 в. его интересовали главным образом естественнонаучные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, этики, т.е. всей системы философии.
Человек, этика и право – вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя.
В творчестве Канта выделяют докритичний и критический периоды. В докритический, или, как он его называл, догматический, период Кант находился под воздействием философии Лейбница и его последователя Х. Вольфа. Он был убежден, что силой ума можно понять закономерности природы, демонстрируя это созданной космогонической гипотезой и теорией приливов и отливов. Но ознакомление с философией Юма пробудило Канта (по его словам) от догматической спячки. Под догматизмом Кант понимал философскую позицию, согласно которой мир существует таким, каким человек его воспринимает, а познание является отображением. Юм, поставив под сомнение эту позицию, не предложил ничего взамен. Кант произвел свой подход к разрешению этой проблемы, назвав его конструктивным критицизмом. Кант, по его словам, осуществил коперниковский переворот в философии, доказав, что нужно не знания (ум) согласовывать с предметами, как это делали предыдущие философы, а предмет со знанием (умом). То есть, источник всеобщности и необходимости знания он предлагает искать не в объекте, а в субъекте. Мир научного познания не является миром самим по себе (догматизм), но он не является также только ощущением человека (скептицизм). Мир науки является творением ума, который сконструировал его по определенным правилам на основе чувственного материала, полученного от вещей в себе. Эти вещи в себе (ноумены) человеку принципиально не данные. Они могут быть данные только через субъективные формы созерцания и мышления, то есть как явления (феномены). Мир научного познания (сфера феноменов) является результатом синтеза (объединения) субъективных априорных (независимых от опыта) форм и чуственного хаотичното материала, источником которого являются вещи в себе. Априорные формы Канта, — это не врожденные идеи Декарта. Они лишены содержательности, а предстают как определенная способность, определенные правила (схемы) формирование материала. Благодаря такому подходу Кант преодолел противоположность эмпириков и рационалистов. Он соглашался с эмпириками в том, что все знания возможны лишь на основе опыта, но не принимал их утверждения, что ум является чистой доской. В то же время он принимал концепцию ума рационалистов, но этот ум, по его мнению, содержит не врождённых идей, а априорные формы, которые без опыта не способны порождать знания.
Мир ноуменов и феноменов Канта можно представить, приняв аналогию познания и производства. Допустим, что человек всю жизнь прожил на заводе и не видел мира, который существует извне. Она имеет дело лишь с материалом, какой поступает извне, и орудиями труды (формами), которые обрабатывают этот материал. Для него мир — это созданные и упорядоченные трудом на территории завода предметы. Может ли она на основе материала, орудий труда и продуктов своей деятельности сказать, какой мир за пределами производства (сфера ноуменов), как он упорядочен? Достаточных оснований для этого человек не имеет. Так, по Канту, происходит и с познанием. Человек имеет дело лишь с узаконеным сознанием миром. А мир сам по себе ему неизвестен. Поскольку, по Канту, ум узаконил мир, данный в научном опыте, то и источник всеобщего и необходимого знания следует искать не в этом узаконенном мире (сфере опыта), а в правилах, априорных формах его узаконивания — не в объекте, а в субъекте. В этом он и видел суть своего переворота в философии.
Смотрите также
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...