Можно оправдаться перед другими: не смог я этого сделать — спасти тонущего или помочь ближнему — слаб, был, струсил, опасно это, плoxo плаваю, собственных детей надо кормить, куда уж тут о чужих думать и т.
Есть сколько угодно причин для оправдания плохих поступков, нет только никаких причин для хороших, совершенных по совести. ТЫ почему бросился в воду и спас человека? Ты почему помог старушке перейти через дорогу? Нормальный человек обидится на такие вопросы. Да, не почему, по совести. Когда «не почему»,- тогда по совести. Просто ты не мог поступить иначе, потому, что ты человек.
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) всю жизнь прожил в городе Кенигсберге. Родился хилым, и врачи говорили, что он скоро умрет, однако Кант прожил 80 лет, никогда особенно не болел. Кант- автор 3-х знаменитых»Критик»: «Критики чистого разума», «Критики практического разума», «Критики особенного суждения». Эти произведения он начал писать в 50 лет. Работал преподавателем университета, но никогда не читал свою философию, считал это нескромным. Много лет добивался должности профессора, и когда Кенигсберг был оккупирован русскими войсками, в 1758 году передал письмо российской императрице Елизавете с просьбой о профессорской должности.
Кант пишет о 2-х моральных законах. Первый закон: Поступай так, чтобы максима твоей воли была основной всеобщего законодательства! То есть поступай всегда максимально по-человечески не делая никаких уступок будет законом для всех, в том числе и для тебя самого. В христианской этике есть норма – «поступай так, как хочешь, чтобы с тапой поступали».
Второй закон: Человек всегда должен быть только целью и никто не может быть средством! Нельзя использовать человека, его жизнь, его здоровье ни для каких, даже самых благородных и возвышенных целей. Пасти никогда в истории этот закон не выполнялся, всегда индивидуальную человеческую жизнь сильные мира сего во грош не ставили. Часто можно слышать: потерпите, пусть ваша жизнь скудна и лоза, зато следующие поколения будут счастливы. Но никогда, даже в мелочах, нельзя использовать человека как средство, для своей выгоды. Нарушая этот закон, мы убиваем в себе человеческое начало.
Кант писал, что 2 вещи в мире поражают и волнуют больше всего на свете: звездное небо над нами с его бесконечными пространствами и мириадами светил; и нравственный закон в человеке, делающий его свободным. Причем второе поражает намного и сильнее, ибо, выполняя нравственный закон, человек становится выше законов Вселенной.
Канта в определенном смысле можно назвать мечтателем, он писал о законах морали как идеальных принципах, понимая, что никто не живет, руководствуясь только совестью, что в мире торжествуют зло, насилие, несвобода. Но тем не менее Кант считал, что это не должно лишать человека воли, не должно ослаблять его стремление к максимуму человечности. Человек должен жить так как если бы он был свободен, даже если на самом деле существует масса ограничений его свободы. Гарантом этой борьбы за человеческое достоинство, за то, что рано или поздно в мире будет господствовать совесть, является Бог. Можно сколько угодно сомневаться в существовании Бога, приводить научные аргументы, можно, наоборот, верить в Бога и тоже пытаться обосновать свою веру научно. Но мы должны по Канту, жить так, как если бы Бог существовал.
Смотрите также
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...