Философия ищет возможности и показывает те пути и способы, какими можно пробудить человека к истинно человеческой нравственной жизни. Но борьба за человека ведется в неравных условиях силы, стремящиеся не разбудить, а усыпить человека, слишком могущественны, слишком всеохватны.
Еще в начале XX века знаменитый философ Мартин Хайдегп ввел понятие «Man», «безличного». С помощью частицы Man в немецком языке строятся безличные предложения, типа «светает» или «смеркается». В данном случае у Хайдеггера Man является особым, безличным способом существования, в котором живет большинство людей, они читают то, что читают другие, говорят то, что говорят все, поступают; так, как поступают все. Все живут как все, никто не хочет проявить свое лицо, решиться на свой оригинальный поступок, проявить свое Я. Man — это стадное существование.
Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.) — немецкий философ, как считан многие, самый оригинальный и самый глубокий мыслитель XX века. Mhoго лет преподавал философию в различных университетах Германии. В зрело возрасте уехал в деревню и прожил там до конца жизни. Основные произведен! — «Бытие и время», «Лесные тропы», «На пути к языку», «Что есть мысль?» и др
Произведения Хайдеггера поражают поэтичной выразительностью язь как, ювелирной работой со словами, проникновенным анализом проблем человеческого существования. Работы Хайдеггера оказали огромное влияние на современную ему и последующую философию и литературу. Ни одного автора в XX веке не цитировали так часто, как Мартина Хайдеггера.
Хайдеггер пояснял суть этого существования через образ смерти. Обычно люди избегают мыслей о собственной смерти, говорят: когда это еще будет! Может быть, к тому времени какие-нибудь таблетки изобретут! Может быть, я и не умру вовсе! На что Хайдеггер отвечал: умрешь ты сам! Никто за тебя умирать не будет! И ты сейчас должен проникнуться мыслью о твоей неизбежной будущей смерти. Но на самом деле речь у Хайдеггера идет не столько о смерти, сколько о жизни. Никто за тебя не будет умирать, но и жить за тебя никто не будет. Ты сам: должен прожить свою жизнь. А большинство людей живет чужой жизнью: кому-то подражают, кого-то копируют, руководствуются не им изобретенными стандартами и шаблонами поведения и мышления.
Человек, живущий подлинной жизнью, постоянно испытывает чувство вины за то, что жизнь его никогда не получается, как надо, что о не успел сделать то, другое, третье, а то, что сделал, можно было сделать намного лучше. Такой человек всегда считает виноватым себя, а не что-то внешнее: только я за все отвечаю, я не могу перекладывать свою вину на общество, на государство, на партии, на то, что меня таким плохим воспитали и т.д.
Я отвечаю за все, что случилось со мною, потому что я свободе Меня никто не заставлял жить так, а не иначе, я сам выбираю свою жизнь, а не живу по подсказке сверху. Такая жизнь, как правило, очень трудная и тяжелая, но единственно достойная того, чтобы ее прожить. Чтобы жить, как человек, а не как носорог — у французского драматурга Э. Ионеско есть пьеса «Носороги»-, в который один человек в маленьком городке вдруг превратился в носорога и начал бегать по улицам. Многим это понравилось, и вот мало-помалу все жители стали превращаться в носорогов. Не нашлось ни одного, который бы сказал: «А я не хочу быть носорогом! Я не хочу быть таким, как все! Я хочу жить своей жизнью».
Смотрите также
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...