Любовь - самый верный свидетель моего существования. Как пел В. Высоцкий:
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу
С точки зрения философии, то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а моей способностью любить.
Любят не за что-то, потому, что любят. Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для совести. А когда есть такие причины, то ни любви, ни совести нет. Хотя психологически любовь всегда объясняется конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый или самый умный.
Человек делает добро, поступает по совести не потому, что преследует какую-нибудь конкретную цель, а потому что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит потому, что не может не любить, даже когда обнаруживает, что любимый на самом деле не обладает особыми достоинствами. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие, чего весь мир не видит. Человека невозможно познать никакими тестами, никакими опросами и исследованиями. Но есть одно безошибочное средство узнать человека - надо его полюбить.
Один юноша говорит другому: "За что ты ее полюбил, она ведь такая некрасивая?". На что другой мог бы ответить: ты ее не видишь, это только я ее вижу, только мне открыта ее божественная красота. А у тебя нет глаз, которыми ты можешь это увидеть.
Любовь в своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала.
Любовь в этом мире встречается очень редко. Согласно древнему мифу об андрогене, раньше человек был един, был одновременно мужчиной и женщиной. Потом бог разорвал андрогинна на две половинки и бросил их в разные стороны. И они с тех пор ищут друг друга. Когда найдут, возникает любовь. Но попробуй найти! Многие верят, что любят или любили, но на самом деле они себя убедили в этом, чаще всего это была имитация любви. Философ Владимир Соловьев считал, что любовь для человека - пока то же, что разум для животного, то есть только неопределенная возможность.
Любовь встречается редко еще и потому, что люди боятся любви, так как - это постоянная забота и тревога за любимого человека, постоянная ответственность. Любовь никак не совпадает с счастьем в будничном смысле этого слова.
Любовь - очень парадоксальная вещь. Во-первых, любовь возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Вся художественная литература построена на описании этого конфликта - любовь Тристана и Изольды, Ромео и Джульеты, Вронского и Анны Карениной. Не только в литературе, но и в жизни любовь всегда развивается в борьбе с внешними обстоятельствами, в борьбе с обществом, с судьбой.
Отсюда второй парадокс - любовь всегда связана со смертью: или оттого, что препятствия для нее оказываются непреодолимыми; или когда остро перижеает тот факт, что он живет, дышит, радуется жихни и потому своим главным врагом считает небытие, распад, смерть. Андрей Болконский перед смертью думал о тм, что только любовь может противостоять смерти, только любовь является ее действительной сопнрицей и может спасти человека. Ибо жизнь как таковая, осуществляемая в смене поколений, - бессмертна.
Воспитывать - значит пробуждать способность любить. Труд жизни начинается с труда души, с любви, а уже потом идут труд ума и труд рук. Ребенку все можно дать, писал педагог Симон Соловейчик, если одарить его любящей душой, но ничего не получится, если не развивать его способность сердцем стремиться к сердцу другого человека. Чтобы делать добро - надо приложить душевный труд, большую силу, и эта сила - любовь к людям, причем ко всем без исключения.
Обычно говорят, что всех любить невозможно, что есть люди недостойные. Тем не менее, детей надо прежде всего учить любви - научаться любить людей, будет что и кого любить. Ненавидеть того кто хочет погубить любимое и дорогое, они потом и сами научатся. Если проповедовать выборочную любовь - этих можно любить, они хорошие, а этих не надо, - то постепенно можно прийти к выводу, что раз у всех людей есть недостатки, все в чем-то плохи, то и любить не надо никого.
Смотрите также
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...