Философы-естествоиспытатели. Левкип и Демокрит
Материалы / Философия в античном мире / Философы-естествоиспытатели. Левкип и Демокрит
Страница 1

В середине 5 века до н.э. развитие полисов рабовладельческой Греции достигло вершины своего исторического пути. Главным центром древнегреческой культуры явились Афины – наиболее значительное государство рабовладельческой демократии.

Древнегреческая наука вступила в новую, более высокую фазу своего развития. Философы-естествоиспытатели Анаксагор, Эмпедокл, Левкип и особенно идеолог рабовладельческой демократии, великий материалист древности, Демокрит – содействовали новым достижениям древнегреческого материализма.

Проблема материи стояла в центре внимания всех материалистов 5 века до н.э. В естественно-научном, хотя и наивном, разрешении этой проблемы сказалась сила древнегреческого материализма, его преимущество перед идеализмом, бессильным объяснить явления природы и защищавшим враждебные науки, вздорные мифологические и теологические фантазии. Материалисты 5 века уже не удовлетворялись тем представлением о материи, которое было свойственно милетской школе и Гераклиту. Материалистические школы Анаксагора, Эмпедокла и Демокрита стремились разрешить вопрос о характере тех материалистических частиц, из которых, согласно их взгляду, состоят все вещи. Так, Анаксагор за основу всего существующего принимал материалистические частицы, сочетания которых образуют качественно подобные им тела. В истории философии за этими частицами закрепилось название "гомеомерии" ("подобно частные"), сам Анаксагор называл эти частицы "семенами" вещей. Эмпидокл основой всех природных явлений считал четыре материальных элемента, четыре "корня": огонь, воздух, воду и землю; каждое тело состоит из сочетания этих "корней". Левкип и Демокрит положили начало древнегреческой атомистике. Все явления природы, с их точки зрения, состоят из неделимых материальных частиц и пустоты. Атомы они называли бытием, а пустоту – небытием, причем небытие считали столь же реально существующим, как и бытие, атомы качественно одинаковы и различаются лишь формой ("строем"), порядком ("соприкосновением") и положением ("поворотом"). Возникновение и уничтожение бесчисленных миров, образующих Вселенную, и все изменения, происходящие в природе, сводятся, согласно Демокриту, к различным сочетаниям атомов, движущихся в пустоте и подчиняющихся природной необходимости. Для объяснения движения гомеомерий Анаксагор ввел внешнюю по отношению к ним силу – "нус", мировой "ум", который он понимал как тончайшее и чистейшее вещество. Эмпедокл объяснял движение в природе совместным действием двух противоположных сил – вражды и дружбы. Демокрит высказал гениальную до

гадку о самодвижении материи.

Взгляды Демокрита на природу в целом являются образцом стихийной диалектики древних греков. Он учил о вечном изменении природы, о возникновении бесчисленных миров в недрах бесконечной Вселенной, об их развитии и гибели, о разложении миров на составляющие их атомы и новом возникновении миров из новых сочетаний атомов. Демокрит развивал также диалектику в древнем смысле этого слова как отыскание истины путем столкновения противоположных мнений. Его теория познания была им изложена в художественной форме, в виде спора, столкновения мнений олицетворенного разума и чувств по вопросу о том, как познается истина.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter