Философия русских революционных демократов
Русская философия / Философия русских революционных демократов
Страница 2

К этому направлению принадлежали А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. Их поддерживал В. Г. Белинский, И. С. Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму.

Наиболее ярким выразителем этого течения – Александр Иванович Герцен (1812 – 1870) .

Он получил солидное естественнонаучное образование и много занимался философскими вопросами естествознания.

Важная часть творчества А. И. Герцена – социальная проблематика и тема личности. Природа, по Герцену, существует независимо от человека, она есть единство многообразия. Законы мышления являются отражением законов бытия, а диалектика составляет основной метод научного познания и способ мышления.

Человек – часть природы и подчинен ее законам. Ценность любой личности заключена в разумном и нравственно – свободном '' деянии '', в котором человек достигает своего действительного существования.

Существует взаимодействие между личностью и социальной средой; личность создается средой и событиями, но последние несут на себе ее отпечаток. Он много размышлял о судьбе русского народа и постоянно подчеркивал различие между крепостным и помещиком.

Разрабатывая теорию '' русского социализма '', Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм.

Так же, как и Герцен, на ''русский социализм '' и революционное преобразование общества ориентировался Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889). Как революционный демократ, он выражал интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу истории.

Свою философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В области философии он стоял на позиции материализма, полагая, что природа существует до сознания и независимо от него.

Чернышевский подчеркивал неуничтожимость материи и движения и их связь с пространством и временем, как формами существования материи. Однако при этом к понятию материи он подходил с естественно - научных, а не философских позиций, истолковывая ее как вещество.

Для Чернышевского человек есть, прежде всего, природное существо, хотя это и высшее проявление природы, что он состоит из '' единой натуры '', и вся духовная деятельность человека есть проявление его материальной субстанции. Сознание человека связано, прежде всего, с его биологической природой и физиологией.

В конце 60-х – начале 70-х годов 19 века в России складывается мировоззрение народничества. Общей чертой их идеологии было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России.

Основными выразителями этого мировоззрения были Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин.

В вопросах политической программы общественной борьбы различные течения внутри народничества объединял общий лозунг – '' земля и воля '', стремление к социальной (социалистической) революции в России и общественному строю, основанному на коллективной собственности и коллективном труде.

Хотя философско - методологическая основа ведущих идеологов народничества была различной; непоследовательный позитивизм (Михайловский и Лавров), материализм (Ткачев).

Лидер и ведущий теоретик либерального народничества Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904). Он является одним из главных создателей субъективного метода в социологии.

Субъективизм в социальном познании вытекает у него из необходимости рассматривать социальные процессы '' с точки зрения великой двуединой правды'' - '' правды- истины '' и '' правды-справедливости ''.

Сущность '' субъективного метода '' в социальном познании заключается в том, что субъективное понятие, оценку событий необходимо включается в познание; что в области общественных явлений познание '' неизбежно и теснейшим образом связано с нравственной оценкой '', что здесь '' нет абсолютной истины, есть только истина для человека ''.

В соответствии с субъективным методом, в центре социально-философской концепции Михайловского (как и Лаврова, и Герцена) находится идея личности, развитие и целостность которой является мерилом, целью и идеалом исторического процесса. Значительный интерес в концепции Михайловского представляют его очерки о '' героях и толпе '', в которых рассматриваются вопросы социально-психологических закономерностей взаимоотношений лидеров и масс.

Продолжателями славянофильства в 60 –70-е годы явились почвенники. Главная идея их философских исканий – '' национальная почва '' как основа социального и духовного развития России.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter