Русская религиозная философия занимала особое место практически во всей истории отечественной общественной мысли, начиная еще с эпохи Киевской Руси.
Расцвет же этой философии пришелся на конец 19 и первое двадцатилетие 20 веков.
Русская религиозная философия представляет собой специфическое мировоззрение, в рамках которого были осмыслены традиционные вопросы, касающиеся мира и бытия человека в нем, общественной жизни и исторического процесса.
Ее духовным источником было православие, а в центре внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношение между ними.
По сути дела, это был философский идеализм, нередко религиозно-мистического толка. Этот период получил название Русского Ренессанса, или '' серебряного века '' отечественной философии. Николай Федорович Федоров (1828 – 1903) – представитель русского космизма и гуманизма.
Основное его учение изложено в труде '' Философия общего дела ''. В нем религиозный мистицизм автора соединяется с верой в силу и мощь науки, и творческие возможности человека.
Основной вопрос его философии сводится к тому, чтобы найти ''потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь, сообразно с ней''.
Федорова мучают два вопроса; людская разобщенность, господство частной собственности и индивидуализма и память о тех, кто ушел из жизни, невозможность забыть их.
Его позиция состоит в отрицании и эгоизма, и альтруизма. Важно жить не для себя или для других, а ''со всеми и для всех''.
Под ''всеми'' подразумеваются ушедшие предки (''отцы'') и потомки (''дети''). Для Федорова, чтобы победить все несовершенство и зло человеческих отношений, нужно, прежде всего, победить смерть как торжество зла и самой безнравственной силы.
С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования успехов науки и техники и регулирования природы и социальной среды.
Достижение бессмертия, по мнению Федорова, приведет к всеобщему братству людей в космическом масштабе. Основой его морали служит взаимная ответственность поколений - ''детей'' и ''отцов'', предков и потомков. Человек в этом мире и во всем космосе не пропадает и влияет на всю жизнь в ее целостности.
Философия Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900) охватывает метафизику, историософию и философскую антропологию. Большое влияние на его творчество оказал Н. Ф. Федоров, которого сам Соловьев признавал ''своим учителем и отцом духовным''.
Соловьев называет свое учение философией ''всеединства''. Под влиянием идей Федорова Соловьев утверждает нерасторжимую связь поколений как опору нравственности.
Основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики является, по его мнению, '' нерасторжимая связь поколений, поддерживающих друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела – приготовления к явному Царству божию и к воскресению всех ''.
Идея - воскресения всех – делает для Соловьева реальной взаимную ответственность и нравственную солидарность всех перед всеми, живых перед мертвыми и мертвых перед живыми.
Он связывает свою концепцию нравственности с религией, но в отличие от религиозных догматов, он выводит понятие Бога из понятия добра, а не наоборот, понятие добра из понятия Бога.
Нравственность, по Соловьеву, имеет различные проявления. Низшим ее предметом является право. Это минимум нравственности.
Высшее ее проявление, которое и составляет собственный предмет философии, является любовь. Это – максимум нравственности. Философия нравственности, таким образом, вполне естественно переходит в философию любви.
Любовь может быть разных видов – от низшей (''адской '' и животной) любви до божественной.
Смысл и значение человека и человечества состоит в том, чтобы встать на путь высшей, божественной любви, которая и есть истинная, безусловная любовь и имеет абсолютное значение для человеческой индивидуальности. Человек, вставший на путь такой любви, вступил на путь '' Богочеловека ''.
Соединение себя с Богом, обладающим бесконечным и всеобъемлющим значением – это шаг к единству себя и другого и вместе с тем со всеми другими и со всем миром.
Другими словами, соединение себя с Богом – это путь к всеединству. Так как Бог вечен и неразделен, существует во всем и всегда, то, следовательно, через божественную любовь и осуществляется, прежде всего, утверждение отдельной индивидуальности, единого в целостности, т.е. достигается всеединство. На этой основе у Соловьева осуществляется переход к третьей стадии развития его философии – философии всеединства.
Таким образом, философия нравственности переходит у него в философию любви, как высшему проявлению нравственности; а философия любви – в философию всеединства, ибо в приобщении к нему и состоит высший смысл любви.
Смотрите также
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...