Русская душа как предмет самопознания в русской философии
Материалы / Русская душа как предмет самопознания в русской философии / Русская душа как предмет самопознания в русской философии
Страница 3

С.Л.Франк пришел к выводу в своей работе «Душа человека», что русский человек очень сильно страдает от бессмыслицы жизни, ему недостаточно самой жизни, а нужна идея, возвышающая над обыденностью. Но русская действительность настолько несовершенна, что русские люди имеют привычку жить мечтами о будущем и это питает их религиозные чувства.

Несовершенство условий жизни и вечный порыв жить по-другому как бы предопределяют неистребимую обращенность русского человека к идее.

Своеобразие русской души складывается также под влиянием тех внешних условий, в которых она формируется, ибо внутреннее и внешнее находятся между собой во взаимообусловленности. Для Н.А. Бердяева важны те факторы влияния на русскую душу, которые имеют непреходящее значение и поэтому не последнюю роль играет географическая среда, то что он назвал географией души. По существу речь идет о том, что нельзя говорить о душе народа, отрывая ее от того, что принято называть родными просторами. Земля и люди едины в своей символической связи. Природа русского человека сродни природе равнин, его окружающих: безграничность, бесконечность далей, неоформленная стихийность соответствуют неоформленности национальной стихии, затрудняет самодисциплину духа. В тоже время русская душа испытывает сильное тяготение к конечным, завершенным формам, что объясняет ее апокалиптическую настроенность и устремленность. Для Бердяева поразителен тот факт, что русский народ являясь менее социализированным, чем народы Запада оказывается явно более коммюнотарен, более открыт для общения, чем они.

Н.А. Бердяев не пытается создавать новый набор в характеристике русской души. Он использует исторически устоявшуюся характеристику, акцентуируя те или иные традиционные свойства русской души. Своеобразие русской души заключается в её противоречивом характере, который определяется противоборством восточного и западного начал.

Для России попытка реализовать марксизм была внутренним моментом в судьбе русского народа, объективно неотвратимым явлением, потому что отвечала, прежде всего, иррациональным потребностям исполнить некую благородную миссию, подтвердить интуитивный тезис «Москва - Третий Рим». Все это говорит о том, что собственно процесс воплощения идей марксизма в России должен был перерасти свои национальные границы и быть ориентированным «на мировой пожар». Таким образом, принятие марксизма для русской души - это одновременно акт и национального и интернационального значения, что прекрасно соотносится с мессианской идеей.

Для русского человека характерна особая чуткость к различению добра и зла и утрата этого свойства будет невосполнимой потерей для русского народа. Например, ложная религиозность, которая нашла свое выражение в революционных идеалах способствовала тому, что были искажены лучшие свойства, составляющие основное содержание русской души - искание абсолютного добра, чуткость к искажениям добра злом и способность к высшим формам опыта. Достоинства любого народа, также как и любого человека при искажениях дают дурные последствия. Но искажения достоинств народа, заключающего в себе высокое имманентное стремление к абсолютному добру, дает особенно возмутительное зло. И вновь мы видим, что в характеристике русской души гарантом ее добродетели и благородства выступает способность русского народа к высшим формам религиозного опыта, которая, если не находит себе применение, то вырождается в «революционную святость» или мистицизм. С.Н. Булгаков видит истоки болезни русского духа в объективной причине, которая заключается в огромной пропасти между идеалом и действительностью, между требованием совести и разума и жизнью.

Итак, мы рассмотрели только некоторые, наиболее рационализированные подходы к исследованию русской души. Эта тема не закрыта, так как не может исчерпать себя загадка, некогда названная «русской душой».

«Таинственная русская душа» поражает как ее поклонников, так и ненавистников своей чрезмерностью по отношению ко всем установленным канонам, своим постоянным выходом за «пределы». В положительном смысле это воспринимается как широта, размах и открытость души, устремленность к высокому, способность к подвигу и жертве, отсутствие мелочной расчетливости. Отсюда и соответствующие надежды на всемирно-историческую роль России.

«Запад, - пишет немецкий автор В.Шубарт в своей книге «Европа и душа Востока», - подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть ее людям…».

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter