Бердяев был религиозным философом персоналистом. Бердяев не принимал марксизм, идею диктатуры пролетариата. Считал материализм и атеизм привнесенными в Россию из Зап.Европы, чуждыми миросозерцаниюрусского народа.
Считал, что существует 2 мира: 1) низший (физический); 2) высший (божественный), человек нуждается в Боге, а Бог - в человеке. Личность имеет большую ценность, чем общество и государство, она должна защищать свою духовную свободу. Нет ничего страшнее для человека, чем история. Главные вопросы: 1) Судьба человека в истории- совокупность действий мировых сил, эта совокупность порождает историческую действительность; 2) смысл человеческого существования: Смысл человеческого и исторического бытия в том, чтобы человек бал верен себе и имел духовную силу поступать в соответствии с собственными представлениями о добре и зле. Считал, что с развитием научно-технических достижений мир вступает в катастрофический период своего развития, когда научные, технические изменения сопровождаются нравственным отставанием, дегуманизацией человека. Весь процесс бытия - вопрос отношения духа человека к природе. Что касается политического устройства, Бердяев тяготел к радикальным изменениям. Считал, что на смену буржуазному обществу придет новая нечеловеческая культура и мораль (в какой-то мере - предупредительный пророк). Спасение человека видел в его духовности и самосовершенствовании.
Смотрите также
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...