Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой Ф. Основатель "критического" идеализма. Развитие Ф К делится на два периода: 1) "докритический" период – занимался вопросами естествознания и выдвинул теорию происхождения и развития солнечной системы.
В своих философских взглядах стоит на позициях метафизики (учение, отрицающее качественное изменение мира. Учитывает механистическое изменение – разложение сложного на простое. Механика не давала возможность ставить и решать проблемы развития природы, усложнения форм материального бытия, естественного происхождения живых существ и их эволюции), хотя у него имеются элементы диалектики (учение о том, что мир качественно и количественно изменяется на основе своих собственных источников). 2) "критический" период – от К начинается гносеология – теория познания. Основной задачей своей Ф считал критическое исследование познавательной деятельности. Познание – это процесс интеллектуальной деятельности активного субъекта и окр. мира. Противоречивость Ф К состоит в компромиссе между материалистической и идеалистической тенденциями. М тенденция в Ф К – признание существование объективной реальности, существуют "вещи в себе", независящие от субъекта познания. Основным источником знаний являются ощущения, опыт, придерживается линии сенсуализма. Но при этом, И тенденции – утверждает, что "вещи в себе" непознаваемы. И К выступает в форме априоризма – учение о том, что основные положения всякого знания являются априорными, доопытными, не зависимыми от опыта. Пространство и время являются не объективными формами существования материи, а формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания, заложенные в сознание до всякого опыта. Предметом познания является природа – это не объективная реальность, а то, что конструируется сознанием. Возникают противоречия – "вещи в себе", которая непознаваема, и природой, которая познаваема, но не существует объективно, вне сознания человека. В И Ф имеются элементы диалектики: установил недостаточность аналитического метода в теории познания, который сводится исключительно к анализу, т.е. познание – это не просто перенесения объекта в сознание человека, а это процесс. Процесс наложения доопытных категорий на данные органов чувств – синтез, а навыки человека синтезировать – опыт. Определил фундаментальное значение синтетического метода для познавательной деятельности в науках: математике, естествознании и философии. К различал рассудок и разум: рассудочное познание природы недостаточно (метафизика), разумное познание выше и оно по своей природе диалектично. Разум обладает способность выбирать свой способ поведения. В основе исторического процесса лежат природные потребности человека.
Смотрите также
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...