Семнадцатый век открывает особый период в развитии философской мысли, что принято называть классической философией. В развитии европейской духовной культуры это век определяют как век "ума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему судье" в делах человеческих; утверждается идея "разумности" мира.
В эту эпоху утверждается вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Новое время утверждал отличную от античных и средневековых ценностей роль науки.
Стремление философов XVII в. к совершенствованию философского знания, преодоление схоластических установок и предрассудков средневековой философии, опиралось на осмысление и обобщение результатов и методов новой науки, науки, направленной на познание природы, а не божественного духа. Это создало предпосылки для утверждения философского материализма в собственном смысле слова.
Особенностью науки нового времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как главное средство достижения новых, практически действенных истин, на знание свободно от любой ориентации на авторитеты. С другой стороны, в развитии науки этого времени значительную роль сыграли успехи математики, которые привели к возникновению алгебры, геометрии, к созданию дифференциального и интегрального исчислений и др.
Лидером естествознания в Новое время, благодаря научной революции XVI - XVII века, стала механика - наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов. Эта наука, основанная на экспериментально-математическом исследовании природы, повлияла на формирование новой картины мира и новой парадигмы философствования. Под ее воздействием формируется механистическая и метафизическая картина мира. Все явления природы объясняются как машины (machina mundi) или системы машин, созданные бесконечным творцом. Правда, творчество бога возведена в этой картине к минимуму - создание материи и придание ей некоторого первоначального толчка, в результате которого вся она начинает двигаться. Распутывания этого хаоса и его трансформация в космос происходит уже спонтанно согласно закономерностям механического движения и подчинено жесткой однозначной детерминации. Бог становится внешним "толчком" применительно созданного им мира. Такое понимание мира отличает естествознание нового времени не только от античной и средневековой науки, но и от натурфилософии ХV-ХVI века, рассматривали понятие "природа" и "жизнь" как тождественные (эту позицию можно назвать органицизм).
Развитие науки, и прежде всего нового естествознания, утверждение ее особой роли в развитии человечества, побуждает философов постоянно согласовывать свои представления и выводы с данными и методами, принятыми в точном естествознании.
В исследованиях философов XVII в. акцент сделан на методологические и гносеологические проблемы.
Новое время - это эпоха разносторонней критике традиционной средневековой схоластики. Критика схоластики и формирования новой философской парадигмы осуществлялось с двух позиций. С одной стороны, осознавая несоответствие схоластических установок и понятий требованиям жизни, а
с другой стороны, считая главным препятствием для создания подлинно научной философии авторитаризм схоластической философии. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р. Декарт. Он стал родоначальником того направления в гносеологии, получившее название рационализма.
Таким образом, уже с первых шагов формирования новой философии наука поляризует философские взгляды: математика и математическое естествознание влияют на философию в направлении превращения ее в абстрактную рациональную науку, эмпирическая же методология подсказывала совсем другую архитектуру философских представлений.
Смотрите также
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...