Введение

Всего около 100 лет назад вклад техники в цивилизацию обычно лишь приветствовался, и потому попросту не видели никакой необходимости в исследовании философских проблем техники. Технику обычно рассматривали как ремесло или, в лучшем случае, как простое применение научных открытий и тем самым - как деятельность интеллектуально низкого порядка, не заслуживающую философского исследования.

Философия, которая с самого своего возникновения рассматривалась как относящаяся к царству теоретического мышления и идей, неизменно возникающих у человека, по необходимости противопоставлялась любой практической, технической деятельности, основывающейся, как считалось, только на интуитивном умении делать нечто.

Первые зачатки философии техники сложились в XIX веке в Германии и Франции [1].

Отличительными особенностями подхода к технике в зарубежной философии является следующие: четко выраженное гуманитарное и аксиологическое отношение, постановка во главу угла вопросов природы и сущности техники и её значения для судеб нашей культуры, наконец, развитие наряду с общефилософскими проблемами также прикладных (прогнозы развития техники, вопросы инженерного образования и другие). Действительно, зарубежные философы техники вслед за М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Л. Мэмфордом, как правило, связывают с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис нашей культуры и цивилизации [2].

Техника как умение применять орудия труда существует с тех пор, как существуют люди. В великих культурах древности высокоразвитая механика позволяла перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить дороги и корабли, конструировать осадные и оборонительные машины.

Однако эта техника оставалась в рамках того, что было сравнительно соразмерно человеку, доступно его обозрению - она приводилась в действие мускульной силой человека и животных, водой или ветром. Качественный скачок произошел в конце XVIII века, когда были изобретены (Ясперс использует слово «открыты») машины – механические устройства, автоматически производящие продукты потребления. Но высокопроизводительные машины нуждаются в новых источниках энергии – и вот в 1776г появился паровой двигатель, а в XIX веке - электромотор. Новым было теперь то, что в распоряжении человека оказалась в тысячу крат большая сила, чем та, которой располагала древняя механика – и казалось, что эту силу можно увеличивать до бесконечности [3, c. 120].

Современная, основанная на науке техника является одним из ведущих факторов – многие считают её вообще ведущим фактором нашего времени.

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter