6. Осуществляет основные виды прогнозов: поисковые; аналитические; нормативные; прогнозы-предостережения и др.
К разработке футурологических концепций привлекаются крупнейшие математики, экономисты, социологи, философы, политологи, физики, видные политические и государственные деятели.
В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоретические модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового развития. В футурологической мысли можно выделить три основных течения:
а) экопессимистическое (антисциентистское);
б) технооптимистическое (сциентистское) и в) альтернативистское.
Экопессимистическое течение возникло как реакция на серию энергетических, экологических, экономических и других кризисов второй половины XIX - начала XX веков. Течение представлено:
- концепцией замкнутых локальных культур (О. Шпенглер);
- теорией «технологического пессимизма» (Ж. Эллюль, Э. Фром, .Г. Мюллер, Б. Скиннер и др.);
- концепцией «шока» от столкновения с будущим (О. Тоффлер);
- антисциентистскими теориями технофобизма (Л. Мэмфорд, Т. Роззак);
- учениями «консервативного обновления» начала 80-х годов (Д. Нейсбит, А. Азимов, Ч. Мозер).
Технооптимистическое течение. В соотношении с пессимистическим направлением, широкое влияние имеет оптимистическое направление современной футурологии. Технооптимистическое течение сформировалось в результате критики широкой научной общественностью «экотехнологических» пессимистов, многочисленных просчетов в прогнозах, ошибок и подтасовок в первых глобальных моделях будущего. Быстрый подъем оптимистического течения связан также с растущим осознанием ограниченности «неомальтузианского» подхода и неправомерности сведения вопроса о будущем цивилизации к пределам роста народонаселения.
Основные концепции технооптимистического направления:
- «теория издержек роста» новой, «супериндустриальной» цивилизации (Г. Кан, Н. Луман);
- концепция «информационного общества» (А. Турен, Ю. Хабермас, М. Маклюэн, Д. Белл, Р. Кэртис);
- «стратегия выживания» Римского клуба (А. Печчеи, Дж. Форрестер,Д. Медоуз).
Альтернативистское течение значительно усилило свое влияние в 80-90-е годы XX в. В центре его программ находится тезис о необходимости перестройки социально-политической структуры современного общества, его системы ценностей.
Данное течение не имеет еще устоявшихся форм. Оно объединяет широкий спектр идей различных группировок, «альтернативных движений» и политических партий. Его представители в равной степени отвергают как пороки современного западного общества, так и коммунистическую альтернативу общественного развития. Идеологи «альтернативизма» пытаются представить его в виде ростков принципиально новой цивилизации, в центре которой стоит человек и которая должна способствовать наиболее полному и всестороннему раскрытию личности в гармонии с окружающей средой. Среди сторонников «альтернативистов» весьма значительна прослойка представителей движения в защиту окружающей среды, экологистов, членов партии «зеленых», пацифистов.
Смотрите также
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...