Философский анализ политической экономии.
Материалы / Философия Карла Маркса / Философский анализ политической экономии.

Соединение философской основы фейербаховского гуманизма с критическим анализом доктрин - таков путь, избранный Марксом в 1844 году для достижения союза философии и пролетариата. Но приблизительно в тоже время эта исследовательская программа значительно расширилась.

Побудительной причиной стало влияние молодого Ф. Энгельса, к 1844 году самостоятельно пришедшего к коммунизму, материализму и также увлечённого философией Фейербаха. Но, в отличие от Маркса, Энгельс, проживавший с 1842 по 1844 годов Англии, уже был хорошо знаком с организованным массовым рабочим движением- чартизмом, с английской социалистической и коммунистической литературой и, что самое важное, с политической экономией великих англичан А.Смита, Д. Рикардо. В журнале «Немецко-французские ежегодники» рядом со статьями Маркса была опубликована критическая работа Энгельса об английской политической экономии («наброски к критике политической экономии», 1844). Энгельс критиковал эту науку с позиции защитника интересов пролетариата. Для Маркса в этой небольшой статье открылась новая область знания, освоить которую он посчитал совершенно необходимым для создания нового мировоззрения.

Так в 1844 году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для создания единой, целостной философско-мировоззренческие концепции. Политико-экономический анализ действительности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики и с критической переработкой теорий утопического коммунизма и социализма. Таким образом, источники марксизма- наиболее передовая общественная мысль Европы. Маркс сознательно ориентируется на создание интернационального, всемирно-исторического учения.

Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялась Марксом преимущественно средствами философскими анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же, летом 1844 года. К сожалению рукописи Маркса были опубликованы только в 1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе - идея отчуждения человека в обществе в исторической перспективе коммунистического будущего.

Сама по себе мысль об отчуждении человека уже была глубоко проанализирована в немецкой философии. В «Экономическо-исторической рукописи» Маркс высоко оценил работу по осмыслению проблемы отчуждения человека, проделанную Гегелем и Фейербахом, и вместе с тем выявил принципиальные недостатки их концепции отчуждения. У Гегеля уничтожение отчуждения человека изображается как чисто духовный акт, осуществляемый философом как олицетворением универсального разума. Фейербах видел корень зла в религиозном отчуждении, которое Маркс справедливо считал вторичным, производным видом отчуждения человека, по Марксу, является экономическое отчуждение, или отчуждённый труд.

    Смотрите также

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter