, соединил и интегрировал в себе достижения различных направлений предшествующей философской мысли, в том числе и идеализма, переработал их с научных позиций.
Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения
, лежащие в основе философии марксизма, можно схематически сформулировать следующим образом:
1) Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.
2) Мир не был никем сотворен и не может быть никем уничтожен. Он существует и развивается по естественным законам. В нем нет сверхъестественных сил.
3) Мир един, в нем нет абсолютно отграниченных друг от друга "потусторонних" (стоящих "над миром" или "вне мира") сфер и явлений. Многообразные объекты и явления действительности представляют собой различные виды движущейся материи.
4) Мир связен и находится в вечном, непрерывном движении, развитии. Объекты действительности взаимодействуют друг с другом, взаимовлияют друг на друга. В процессе развития происходят качественные изменения объектов, в том числе и закономерный переход от низших форм к высшим.
5) Естественное развитие материи через ряд закономерных ступеней (неживая природа ® жизнь ® общество) привело к возникновению человека, разума, сознания. Определяющую роль в выделении человека из животного мира и формировании его сознания сыграл труд, его общественный характер, переход животных предков человека к систематическому изготовлению и применению орудий труда.
6) Общество, как высшая ступень развития материи, включает в себя все низшие формы и уровни, на основе которых оно возникло (механические, физические, химические, биологические), но не сводится к ним. Оно существует и развивается на основе социальных закономерностей, качественно отличных от закономерностей низших форм. Важнейшей закономерностью общественного развития является определяющая роль производства в жизни общества. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще - считал К. Маркс.
7) Мир познаваем. Человеческое познание не ограничено по своей природе, но оно исторически ограничено на каждом этапе своего развития и для каждого отдельного человека. Критерием истинности мышления и познания является общественная практика.
Время показало непреходящую ценность диалектико-материалис-тического мировоззрения для прогресса науки и общества. Вместе с тем выявилось, что отдельные его моменты требуют корректировки и развития. В последние годы возникла потребность в формировании высшей формы диалектико-материалистического мировоззрения - "духовного материализма" (В.Мантатов). Духовный материализм
продолжает линию марксистского материализма на признание объективности бытия, его познаваемости, закономерной эволюции материи от низших форм к высшим, исключение сверхъестественного из научных представлений и т.п. В то же время, духовный материализм преодолевает присущую прежним формам материализма абсолютизацию первенства материального над духовным, противопоставление и разрыв этих начал, ориентирует на выявление их единства, сложной взаимосвязи, взаимопроникновения, на точную фиксацию отношений, в которых материальное и духовное определяют друг друга в функционировании и развитии объектов.
Смотрите также
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...