В конце XIII столетия спор между последователями Фомы Аквинского и Дунса Скота (ок. 1266— 1308) переходит в спор о свободе воли, в котором детерминистическое понимание человеческого поведения подвергается осуждению.
В лице Дунса Скота и У. Оккама (ок. 1285—1349) английский номинализм стал предвестником опытной философии Нового времени. "Направленность к единству и эмпирическому,— отмечает один из крупнейших немецких историков философии XX в. В. Вундт,— характеризующая положение номинализма в универсальном схоластическом споре, является вместе с тем оборотной стороной того изменения положения, которое номинализм занимает по отношению к истинам веры и к вопросу о возможности их познавания человеческим рассудком. Здесь классическая схоластика XIII столетия сделала существенный шаг назад по отношению к первому периоду расцвета схоластической философии с ее неуклонным применением онтологического метода".
С разделением веры и знания номинализм вместе с тем подрывает главный жизненный принцип схоластики. По существу он признает неразрешимой для схоластики задачу придать ей вид научно организованной системы. Номинализм, завершая средневековый период философии, становится начальным звеном в становлении новой философии. Схоластика так или иначе продолжает свою жизнь в более поздних вариантах ее реставрации. Главным подспорьем ее становится уже не номинализм, а скорее философия Фомы Аквинского. В конце XII — начале XIII в. западноевропейская схоластика получает новый импульс для своего развития. Дело в том, что в этот период, в основном во время крестовых походов, начинается знакомство европейцев с культурой арабоязычного Востока. Встреча с арабской культурой имела огромное значение в том смысле, что в этом мире были популярны учения античных философов и в первую очередь Аристотеля. Его сочинения были не только переведены на арабский язык, но подробно прокомментированы арабскими мыслителями. В Европе же Аристотель был известен далеко не полностью. Кроме того, изучение и распространение аристотелизма находилось под официальным запретом, так как его учение использовалось многими христианскими теологами, считавшимися еретиками.
Однако аристотелизм постепенно получает все большее распространение, особенно в нецерковных школах. На латинский язык переводятся произведения Аристотеля, причем сначала с арабского, а потом и с греческого языков. В католической церкви постепенно утверждается мнение, что использование доказательств истинности христианских догматов с опорой на Аристотеля — наилучший способ их отстаивания, поскольку платонизм и неоплатонизм не дают ответы на все возникающие вопросы. Уже в 1245 г. изучение Аристотеля было разрешено без всяких ограничений, а позднее, в 50—60 гг. ХШ в. Рим официально поручает нескольким христианским философам заняться переработкой учения Аристотеля в христианско-католическом духе, что в основном и осуществил Фома Аквинский.
Смотрите также
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...