Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, поллетом комет.
Наблюдая явление роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией, одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие – из огненной материи, третьи – из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. В дальнейшем представлении о материи углубляются, и одновременно утрачивает чувственно – конкретные черты, становится более абстрактным. Еще в Vв.до н.э. возникла идея об атомном строении материи. В XVII- XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, И. Ньютон ввел в физику понятие массы, сформировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Практическое воплощение знаний о строение и свойствах материи – это использование машин и пара в производственной деятельности людей.
В конце XIX в. атомистического строение материи перешла границы свого механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов.
За этими открытиями последовали другие. Среди них центральное место заняло представление об электрической природе материи, нашедшие широкое применение на практике – телеграф, телефон, радио, электрическое освещение и так далее. Наступил век электричества.
Все это подтолкнуло философию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи.
Крушение механизма
Совокупность открытий объективно носила диалектический характер. Революция в естествознании потребовала от теоретической мысли более гибкого подхода к фактам, в частности, к пониманию связи материи, движение, пространства и времени. Мысление ученных все еще находилось в плену механических традиций. Новые события в науке взывали к глубоким изменениям в самом способе мышления людей. Однако в мышлении действует инерция: новые факторы втискивались учеными в рамки старых понятий. В течение двух столетий шел мучительный процесс ломки старых, привычных представлений.
Некоторые физики и философы считали, что материально лишь то, что вещественно, что можно непосредственно видеть, осязать, обонять. Но микроявления не доступны непосредственному восприятию органами чувств. В этом странном для обычных представлений мире материя предстала в новом свете – без цвета, запаха, твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать понятие материального. На основании новых данных науки создавались новые концепции, противоречившие «очевидным» результатом наблюдения, но отвечавшие более точным экспериментам и более изощренному ходу научной мысли. Материя стала представляться кому как совокупность электронов, кому как энергия, а кому как устойчивый комплекс ощущений. Трудно было понять, что там, в бесконечной глубине изчезающе малого мира, есть своя мера материальности.
Смотрите также
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...