Понятие материи
Страница 2

Раньше масса считалась мерой количества материи. Открытие не постоянства массы, ее изменения в связи с изменением скорости движение тела было истолковано так, будто материя исчезает и материализм терпит крах.

Истины науки оказались изменчивыми, и это привело к выводу об отсутствии всяких недостоверных знаний.

Разумеется, наивно представлять себе, будто ученые вообще «потеряли мир».

Они, конечно, не сомневались в его эмпирической реальности. С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего своеобразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Наиболее координальные свойства материи – объективность существования, структурность, Ниуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это атрибуты материи, т.е. всеобщие, непреходящие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материя. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное, мы не можем видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя противостоять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Материальное единство мира

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором – с идеалистическим монизмом.

Можно ли реальность, существование рассматривать как основание единства мира? Это зависит от того, как трактовать саму реальность: существование может быть материальным, объективным, духовным, субъективным, воображаемым. Наши чувства, мысли, стремление, цели тоже реальны – они существуют. Но это не объективное, а субъективное существование. Принцип материального единства мира означает эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанция, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороненнему, а к материальному миру.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Философия общества
    Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество ...

    Философия Карла Маркса
    Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая м ...

    • RSS
    • Stumble
    • technorati
    • Digg
    • Delicious
    • Twitter