Взгляды этой школы разделяли Ж.А. Гобино, Х. Чемберлен, Т.В. де Лапуж, О. Аммон, Л. Вольтман.
Французский социальный философ Жозеф Артур Гобино (1816 - 1882) – активный сторонник идей «чистоты расы».
О. Аммон (Германия) и Т.В. де Лапуж (Франция) обосновывали прямую зависимость классовой принадлежности от антропологических параметров индивидов, разработали принципы антропометрии, которая позднее активно применялась в фашистской Германии для «очищения» арийской расы.
Л. Вольтман (Германия) был одним из ранних идеологов национал-социализма и приписывал все достижения мировой культуры влиянию «германской расы».
Искажение исторических фактов выводит расово-антропологическую школу из системы научных знаний, обнаруживают ее политическую ангажи-рованность, как наукообразной основы идеологии национал-социализма.
Социологический психологизм
Социологический психологизм сформировался в конце ХIХ века под влиянием экспериментальной психологии, распространял на общество законы психологии или доказывал психологическую детерминированность социального поведения людей. Социологи изучали психологические механизмы социального поведения, их мотивацию. К психологическому направлению социальной философии относятся: «психология народов»; психологический эволюционизм; инстинктивизм; групповая психология и т.д.
Вильгельм Вундт – основатель школы «психологии народов», сложившейся в Германии в середине ХIХ века. В его работах понятия «национальный характер» и «народный дух» использовались для объяснения «психологии народов», понятой им как сверхиндивидуальная реальность народной души. Вундт представлял народное сознание как творческий синтез индивидуальных сознаний, в результате которого возникает новая сверхиндивидуальная реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхличностной деятельности – языке, мифах и морали. Он предлагал изучать реальные проявления группового, массового поведения, психологических и социальных механизмов, которые обеспечивают передачу социальных норм и верований и адаптации индивидов друг к другу.
В конце ХIХ – начале ХХ в.в. популярными были работы французского публициста, врача Гюстава Лебона (1841 - 1931) – «Психология толпы» (1895), «Психологические законы эволюции народов» (1894). Он считал, что европейское общество вступило в период своего развития – в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. «Толпа» или «масса» – это группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами и готовая следовать за своим лидером. Покорить стихию массового сознания не может рациональная сила, так как в толпе мысли отдельного человека направляются общим настроением. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него чувство реальности и тем больше он подвержен влиянию лидера. Некоторые лидеры имеют резко выраженные психические отклонения, способности «заражать» толпу.
Смотрите также
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...