Лебон резко осуждал революционные движения, выступал против социального равенства и демократии, доказывал, что все достижения цивилизации – результат деятельности элиты. Взгляды Лебона критиковались за абстрактное идеализированное понимание «толпы», бессистемность и произвольность доказательств, некритический перенос свойств преступной группы, низших форм массовых состояний на высшие.
Французский социолог Габриэль де Тард (1841 - 1904) свел изучение общества к «интерментальной психологии», т.е. социальной (коллективной) психологии, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе.
Многие идеи Тарда сформировались в полемике с Э. Дюркгеймом. Оба мыслителя выступали против биоорганических теорий и верили в необходимость изучения социальных норм. Но Дюркгейм первичным называл общество, продуктом которого является индивид, а Тард считал общество продуктом взаимодействия индивидов.
Общественные процессы Тард объяснял действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Подражание как передача верования или желания напоминает гипнотическое воздействие и является элементарным социальным отношением.
Тард сосредоточился на изучении различных форм массовой коммуникации и межличностного общения, в частности разговора. Он изучал общественное мнение и «психологию толпы», но в противоположность Лебону считал, что ХХ век является веком «публики» – духовной интеллектуальной общности физически рассредоточенных индивидов, и прослеживает историю ее становления, которая связана со становлением средств массовой информации («Мнение и толпа», 1901).
Психоаналитическое направление
Психоаналитическая ориентация в социальной философии включает в себя социально-философские и социологические идеи З.Фрейда и его последователей, некоторые теории, имеющие фрейдисткие компоненты, а также конкретные исследования, основанные на принципах психоанализа (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни, Г.Рохайм, Г.Маркузе и др.). Начиная с 20-х гг. психоанализ занял заметное место среди конкретных социологических исследований, особенно в социологии семьи, девиантного поведения, культуры, расовых отношений, войны, лидерства, общественного мнения, массовых коммуникаций, социализации индивидов, социальных и политических типов и характеров, тоталитарных диктатур и др.
Основная проблема психоанализа – конфликт личности и общества. По мнению большинства сторонников психоанализа, цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, санкции, социальный контроль и репрессив-ность искажают, подавляют, вытесняют исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов и т.д. При этом социальные нормы и институты считаются необходимым условием выживания всего человечества.
Более радикальные течения, напротив, отрицают психоаналитическую терапию и призывают к полному уничтожению существующих социальных, моральных, политических норм и институтов, высвобождению первичных человеческих влечений и трансформации характеров посредством двуединой – сексуальной и социальной – революции или посредством коммунитарного движения и психоаналитической техники.
Смотрите также
Философия Карла Маркса
Философия, созданная
Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих
высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая
м ...
Философия общества
Одной из форм бытия является бытие
общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни
человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество
...